Очень важно понимать, что адаптация к детскому саду складывается из двух составляющих: это адаптация ребенка и адаптация мамы, про которую мы часто забываем. Если вдуматься, все время до детского сада ребенок и мама находились практически в симбиозе: «Мы»: «мы поели», «у нас зубки чешутся».  И теперь неосознанно в маме возникают самые разные чувства: ревность, грусть, пустота, потеря нужности и незаменимости и многие другие.

     Прислушайтесь к себе. Действительно ли вы готовы отпустить своего самого лучшего, чудесного, распрекрасного. И если честно понимаете: «Нет», начинать адаптацию необходимо с себя.

      Начните с простого. Представьте, что Вы ведете ребенка в детский сад. Какие чувства Вы испытываете? Что Вас больше всего беспокоит? Почему Вам кажется, что ребенку в детском саду будет плохо?

     1.Ребенок будет плакать без мамы. Обязательно начните привыкать к временному отсутствию друг друга заранее, до первого посещения детского сада. Попробуйте оставить ребенка ненадолго с кем-то, кому Вы доверяете. Это и есть те навыки, которым необходимо обучать ребенка, чтобы он успешно адаптировался. Разлука между детьми и родителями — это нормальный и необходимый момент взросления.  Для ребенка это будет этап нового уровня развития и совер­шенствования.

       Все малыши неизбежно проходят в своем развитии через стадию, когда они плачут при виде  уходящих родителей. Очень важно, что чувствуют при этом родители и как они себя при этом ведут. Чаще всего роди­тели в этот момент чувствуют себя вначале виноватыми, а затем начинают сердиться. Ни то, ни другое, не помогает ребенку. Взрослым необходимо понять, что пере­живание разлуки — необходимо для развития, поэтому действовать надо последовательно и уверенно.

     Обязательно возвращайтесь к ребенку с улыбкой и уверенностью, что все хорошо (в каждом малыше есть  радарная установка, он очень чувствует Ваше настроение и Ваша тревога обязательно перейдет к ребенку).

     2.Невнимательные воспитатели за чем-нибудь не уследят и с ребенком что-то случится.  Во-первых, даже у Вас, самых внимательных родителей на свете, периодически что-то случается, даже если Вы стоите рядом и смотрите прямо на ребенка. Так и в детском саду дети могут падать, набивать шишки и синяки и т.д.  Вы думаете, что нести ответственность за чужого ребенка легче, чем за своего? Попробуйте научиться доверять разумной жизни. Ваша уверенность в том, что ребенок находится в полной безопасности и защищенности поможет Вам и ему более, чем тревога и волнения.

  1. Вас страшит неизвестность. Сделайте все, чтобы ее уменьшить! Познакомьтесь с руководителем, воспитателями, задайте все интересующие Вас вопросы, даже если они кажутся Вам неуместными. Не стесняйтесь! Вы отдаете самое дорогое, что у Вас есть!

     Очень важно понимать, что Вы можете найти общий язык с людьми, которым Вы доверяете своего ребенка.  Грамотные и заинтересованные специалисты обязательно ответят на все Ваши вопросы и аргументируют свою точку зрения.

  1. 4. Как помочь ребенку.

До начала посещения детского сада: (подготовительный этап необходимо начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад)

  • Необходимо сформировать стереотипы поведения. Режим дома должен максимально (!) совпадать с режимом детского сада. Еда, дневной сон должны проходить так же, как ребенку предстоит это делать в детском саду. Необходимо привить ребенку навыки самостоятельности в одевании и раздевании, посещении туалета, умении занять себя игрушками. Значительные трудности с привыканием возникают у детей, которые делают дома только то, что хотят. Если для ребенка не существует слова «надо», то тогда возникают сплошные трудности со всеми режимными моментами в детском саду.
  • Обязательно надо обеспечить ребенка возможностью общения с другими детьми. Как правило, хуже всего привыкают те дети, которые не умеют играть с другими малышами. Этому можно научиться, гуляя с малышом на детских площадках, приглашая других мам с детьми ненадолго к себе домой.
  • Важно рассказать воспитателям: что и как ребенок любит есть, как засыпает, кто и как его одевает, где и как с ним гуляют, закаливают или нет, как ласково называют, воспитывают строго или балуют, с чем ребенок играет и умеет ли играть сам.

В начальном периоде посещения детского сада:

  • Маме следует создать положительный образ воспитателя и детского сада: «Какая добрая воспитательница! Как ее любят дети! Как здесь много всего интересного! Тебя ждут там детки, они хотят подружиться с тобой! И т.д. и т.п.»
  • Иногда важно, чтобы в детский сад ребенка приводил папа или брат, какой-то родственник с которым ребенку легче расстаться, чем с мамой. Это может быть связано не только с привязанностью малыша к маме. Часто проблема в том, что мама настолько привязана к малышу, что сама внутренне не может его отпустить. Часто это и является одной из главных причин тяжелой адаптации ребенка.

Дорогие мамы! Если Вы считаете, что это злые и плохие люди, то, как можно доверить им своего ребенка? А если Вы выбрали детский сад и отдаете туда ребенка, какой смысл придумывать себе страшные картины, как там ребенку плохо? Все Ваши опасения ребенок считывает с интонации, с выражения лица, с того как вы целуете и обнимаете его на прощанье. Если Вам мерещатся ужасы Вашего собственного детского сада, если Вы чувствуете необъяснимую ревность или другие непонятные или странные чувства, значит, имеет смысл обратиться к специалисту психологу и вместе убрать эти трудности. Этим Вы поможете не только малышу, но и себе. Старайтесь при расставании вести себя спокойно и уверенно, это очень поможет Вашему ребенку.

  • Сделайте все возможное, чтобы не оставлять ребенка сразу на длительное время! Первые расставания должны быть на 1-2 часа, потом 2-3 часа и т.д. Это очень важно!
  • Заранее продумайте ритуал прощания с ребенком. Часто мы советуем сказать малышу, что Вы сходите в магазин и вернетесь. При этом надо действительно вернуться хоть с пакетом кефира, чтобы ребенок видел, что Вы его не обманули.
  • Хорошо бы знать воспитателям какая игрушка, какое занятие может отвлечь ребенка, что ребенок больше всего ожидает от детского сада.
  • В период адаптации очень важно спокойно, размеренно и неторопливо  собираться в детский сад. Помните, что Ваша нервозность обязательно перейдет на малыша, поэтому рассчитайте время так, чтобы Вы не нервничали, не торопились и все успели, это очень важно.  Подумайте о том, что утро задает настроение на весь день! По дороге говорите о приятных вещах, которые ждут ребенка в детском саду.
  • Если ребенок хочет взять с собой любимую игрушку – обязательно надо обсудить с ребенком будет ли он ею делиться, давать посмотреть другим деткам. Если он не готов к этому, может быть будет разумным взять две-три игрушки, одну (самую любимую для себя), другую для друзей.
  • Если ребенок заплакал – Вам надо постараться пережить этот момент и оставить ребенка в саду. В противном случае, это приведет к манипуляции Вами. Ребенок очень быстро понимает, что если заплачет – его заберут. Вы удлините адаптацию на неопределенный срок. Гораздо важнее договориться с воспитателем, чтобы Вам позвонили, если ребенок очень долго не сможет успокоиться – Вы его сможете забрать пораньше, чем планировали.
  • Не затягивайте процесс прощания, долгие проводы – лишние слезы! Длительное прощание не пойдет на пользу Вашему ребенку, а лишь удлинит период слезотечения.
  • Приводите ребенка в рекомендованное воспитателями время. Именно они могут подсказать, когда именно малышу будет легче влиться в коллектив. Часто родители пренебрегают этими советами и приводят ребенка в неподходящий момент (занятие, общее уже начавшаяся игра и тд и тп), в результате ребенку сложнее влиться и начать действовать вместе с другими детьми.
  • После детского сада хорошо побегать, попрыгать. Подвижные игры снимают напряжение.
  • Дома можно устроить совместное действо (чаепитие, совместная игра и т.д.) Похвалите ребенка за проведенный в детском саду день, расскажите близким, какой он был молодец. Подчеркните хорошее в его поведении, скажите, как все были ему рады в детском саду и как все ждут его на следующий день
  • Пока ребенок привыкает к детскому саду, считается, что не стоит перегружать малыша новой информацией. Возможно, стоит повременить некоторое время с шумными компаниями, походами в общественные места и т. д.
  • В период адаптации очень важно не идти на поводу у ребенка, если он отказывается идти в детский сад, лучше пообещать забрать (и забрать) малыша пораньше.  Также важно не пропускать сад без уважительных причин, так как для ребенка перерыв в несколько дней бывает достаточным, чтобы начать всю адаптацию с самого начала.
  • У любого ребенка как бы ему не нравился детский сад, как бы он не бежал туда вприпрыжку с радостью и желанием, все равно бывают периоды негативизма, когда ему не хочется ходить в садик. Это не значит, что ему там плохо. Мы тоже можем любить свою работу, но это не значит, что мы всегда одинаково охотно туда идем. Всегда можно сделать перерыв и провести целый день с мамой, но желательно это делать, когда период адаптации у Вашего ребенка уже закончился.
  • Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в повторной (пусть более короткой и легкой) адаптации после длительного перерыва. Летние каникулы в восприятии ребенка – это не три месяца, а целая жизнь. Поэтому постарайтесь не оставлять ребенка после каникул сразу на полный день, предоставьте ему возможность все опять вспомнить и заново привыкнуть.

Удачи Вам и благоприятной адаптации Вашему малышу!